«Ну вы же хотели внуков? Вот теперь и ныть нечего!» — а мне так и хотелось расплакаться от обиды.
Зовут меня Валентина Петровна, живу в Нижнем Новгороде, работаю бухгалтером на полставки — здоровье уже не то, да и годы дают о себе знать: мне шестьдесят два. Мечтаю только о тишине. Чтоб вечерком заварить чайку, почитать книжку или спицами повязать. Но, увы, в последнее время мои выходные превратились в филиал детской площадки.
— Думаю отпроситься на днях, может, в среду, — делюсь с подругой по телефону. — Начальник, конечно, скривится, но иначе вообще ничего не успеть.
— Да что случилось-то? — удивляется Людмила, моя давняя соседка и закадычная болтушка.
— Да бардак дома… Пасха на носу, генеральную бы устроить. А я уже третью неделю как веник в руках не держала.
— А на выходных?
Я лишь горько усмехнулась.
— На выходных я — бесплатная воспитательница. Внуки. С утра до ночи. То один носится, то вторая ревёт, игрушки по всем углам, мультики на полную громкость…
Когда мой сын Дмитрий женился на Алине десять лет назад, я наивно полагала, что найду если не подругу, то хотя бы нормальные отношения со снохой. Но с первых дней между нами будто стена выросла. Она не грубила, нет. Но и тепла не было. Советы игнорировала, мои визиты — вежливо терпела. Когда родился их первенец, Артём, я предложила помощь — отказалась. Мол, справятся сами.
— Если в гости, то только предупредите заранее, — говорила Алина. — А помогать… спасибо, не надо.
Я приняла это с достоинством. Жила своей жизнью, не лезла. Да и сноха меня не искала. Потом у них родилась дочка. Я снова предложила помощь — вежливо, но твёрдо отказали. Мол, у них всё схвачено.
Но всё изменилось, когда младшую отдали в садик, а Алина вышла на работу. И вдруг я стала «лучшей бабушкой на свете». Сын начал с намёков:
— Мам, может, посидишь с детишками пару часиков? Ты же так по ним скучала…
Сначала я радовалась. Конечно, видеть внуков было приятно. Привозили на день, по договорённости. Я планировала дела с учётом: воскресенье — бабушкино. Но потом «пару часиков» растянулись на целые сутки.
— Мам, можно в субботу и воскресенье? Нас позвали на юбилей, а потом ещё в театр сходить.
— Дима, — говорю я сыну после очередного двухдневного «детсада» у меня дома, — я всё понимаю, но у меня тоже жизнь есть. Работаю всю неделю, дома хаос, спина ноет, когда отдыхать? Договаривались же: один день. Один!
Он вроде бы понял. Пообещал, что больше так не будет. И вот — пятница.
— Мам, привезём ребят утром, заберём в обед. Чуть-чуть, пару часов всего.
Я обрадовалась. Планов — громадьё: уборка перед Вербным воскресеньем, готовка, стирка. Утром дети — Артём и Катя — уже были у меня. Мы и порисовали, и сказки почитали. Потом обед… и тишина. Ни звонков, ни весточки. Звоню — трубку не берут.
Прошло три часа. Четыре. Дети выдохлись. Уложила их на диван. Уснули моментально. А Дмитрий с Алиной объявились только в десятом часу вечера. Весёлые, румяные, с пакетами из магазина.
— Ой, прости, встретили друзей, время как-то незаметно… А дети спят? Ну ты даёшь!
Я просто закипела.
— Обещали одно, сделали другое! Даже трубку не взяли! У меня свои дела были. Почему я должна всё бросать?
— Да что ты так завелась? — фыркнула Алина. — Мы же не пропали! Что за истерика? Ты же сама хотела с внуками время проводить!
— Хотела, но не в таком формате! Вы сели мне на голову! Всё, хватит! Я вам не прислуга!
Алина вспыхнула.
— Собирай детей! Сейчас же едем домой!
— Они спят! — отрезала я. — Не дам вам тащить их ночью только потому, что вы себя вести не умеете.
— Ну да, вам всегда не так! Не приводим — плохо, приводим — опять плохо! Не переживайте, бабушка, больше беспокоить не будем! Сами справимся! Живите в своё удовольствие!
Сын попытался утихомирить жену. Они ушли. Утром Дмитрий приехал, забрал детей, извинился. Сказал, что Алина тоже прощения просит. Но я молча кивнула.
— Ну и что теперь?
— А я… я очень люблю своих внуков. Но хамство терпеть не намерена. Пока Алина сама не приедет и не скажет мне в глаза «простите», на мою помощь можно не рассчитывать.
Иногда любовь — это не жертва. Это граница, которую надо уметь ставить. Даже самым родным.







