Последнее лето на любимой даче

Туман, будто простыня, тихо полз по глади реки Волги. Галина Петровна сидела на крыльце своего дачного коттеджа и любовалась рассветом. Для неё лето всегда начиналось с этой минуты тишина, лёгкая прохлада, первые солнечные лучи и аромат костра с соседнего участка. Сколько таких рассветов она видела за жизнь не сосчитать. Но этот был особенным. Последним.

Бабуль, а почему ты не спишь? спросила её внучка Аглая, зевая, появившись в дверях.

Любуюсь, коротко ответила Галина, иди сюда, посмотри, какая красота.

Аглая плюхнулась на ступеньку и положила голову на плечо бабушки. Ей четырнадцать, и обычно подростки в этом возрасте не любят рано вставать, тем более в каникулы. Но с тех пор как она услышала новость о продаже дачи, начала ценить каждую мелочь, связанную с этим местом.

Бабуль, а может, всё-таки передумаешь? спросила она уже в сотый раз.

Дорогая, я бы с радостью, но ты же знаешь, что я не в силах содержать дачу. Руки уже не те, спина не та, а денег на помощников нет. Участок зарастает, дом требует ремонта.

Мы же можем помогать: папа, мама начала Аглая.

О, твои родители всё лето в офисе, даже отпуск проводят с телефонами в руках, на связи с коллегами.

Не правда! возразила Аглая. В прошлом году папа красил забор!

Красил, согласилась Галина. А потом три дня лечил спину и поклялся больше не брать молоток в руки. Мама успевает только пару выходных, успевает пропалывать грядки, а к вечеру еле руки разгибает.

Но

Никаких «но», мягко прервала бабушка. Я уже решила. Это моё последнее лето на даче. Пусть и твоё будет особенным. Не будем грустить заранее, а проведём эти дни так, чтобы запомнить их навсегда.

Галина ласково погладила Аглаю по голове и встала.

Пойду поставлю чайник. Сегодня много дел к нам приезжают дядя Сергей и тётя Надежда.

Аглая оживилась. Приезд родственников всегда означал кучу историй, вкусный обед и возможность поболтать с тётей Надеждой, которая, несмотря на свои пятьдесят, лучше всех понимала молодёжь.

К полудню дом наполнился голосами.

Галя, привезли рассаду! Три сорта помидоров, как ты просила, громко объявил дядя Сергей, занося в дом упакованные коробки.

Зачем нам рассадка, если дачу продают? пробормотала тётя Надежда.

А какие помидоры к осени будут! Успеем их съесть! улыбнулась Галина, обнимая гостей.

Жаль, что продаёшь, покачал головой Сергей. Тридцать лет сюда ездим. Сколько праздников отметили, сколько шашлыков пожарили

Всё, родной, не начинай, прервала его Надежда. Мы уже сто раз об этом говорили. Скажи, куда ящики ставить?

Пока взрослые возились с рассадой, Аглая брела по участку, касаясь каждого куста, каждого деревца, словно прощаясь. Старая дикая яблоня, на которой она три года назад упала и сломала руку. Кусты чёрной смородины, где с двоюродным братом Димой прятались от бабушки, объедаясь ягодами до боли в животе. Потрёпанная теплица, в которую запрещали заходить, но они всё равно лазили. Каждый уголок, каждый сантиметр земли хранил воспоминания.

Эй, мечтательница, окликнула её тётя Надежда, иди помогай картошку чистить!

За обедом, как обычно, обсуждали всё на свете. Сергей рассказывал про соседа, который в три часа ночи сделал ремонт, Надежда делилась секретами новой диеты, а Галина вспоминала, как с мужем Георгием впервые увидели этот кусочек земли.

Раньше здесь были лишь заросли, говорила она, нарезая огурцы. Георгий сразу сказал: «Галя, это наш участок. Здесь будет дом, здесь сад, а у реки построим беседку для вечерних чаепитий».

А беседку так и не поставили, заметил Сергей, разливая чай.

Не успели, вздохнула Галина. Вроде бы времени вагон, а потом его уже нет. И теперь дачи тоже не будет.

Все замолчали, слышен был лишь жужжание пчёл за окном и тикание старых часов.

Ну, кто покупатель? первой нарушила тишину Надежда.

Молодая семья с ребёнком, ответила Галина, оживившись. Им понравилось. Хочут жить здесь постоянно, сдавать квартиру в Москве, а сами отдыхать на природе. Муж программист, может работать удалённо.

И когда сделка?

В конце августа. Приходили, осматривали, задаток оставили.

Может, передумают, с надеждой протянула Аглая.

Не передумают, грустно улыбнулась бабушка. Они уже планы строят, проект пристройки показывали. Здесь начнётся новая жизнь.

После обеда мужчины пошли чинить покосившееся крыльцо, а женщины остались на кухне, заготавливая первые ягоды на зиму.

Куда же ты все эти банки денешь? спросила Надежда, закрывая бутылку компота.

Раздам, просто ответила Галина. Тебе, детям, соседям. Мне одной столько не съесть.

Слушай, а может, не стоит продавать? Мы бы скинулись на ремонт

Надежда, прервала её Галина, мы уже всё обсудили. Я приняла решение. Это не только про деньги и силы. Пора отпустить прошлое. Тридцать лет мы с Георгием были счастливы здесь, потом я ещё пятнадцать лет приезжала, чтобы чувствовать его рядом. Но пора идти дальше.

И куда ты собираешься в свои семьдесят восемь? усмехнулась Надежда.

Увидишь, загадочно улыбнулась Галина.

Вечером, когда солнце клонилось к закату, вся семья собралась у старой груши. Сергей разжёг мангал, Надежда нанизала мясо на шампуры, а Аглая с родителями ставила стулья вокруг импровизированного стола большого пня, который давно служил им местом встречи.

Дача без шашлыков не дача, провоз

Оцените статью
Последнее лето на любимой даче
Ад под крышей: битва за свободу