В торговом центре душно. Сергей кряхтя тащится за Людмилой, неся её дублёнку. Она мешает, под ней жарко. Людмила оборачивается, подбадривающе улыбаясь.
“Зачем я с ней пошёл? Мог ждать в машине, а лучше бы дома остался”,— сожалеет Сергей. “Как она так легко порхает, будто не замечает духоты? И ещё улыбается”,— завидует он её лёгкой походке.
Освободившаяся скамейка между киосками — спасение. Сергей плюхается на неё, шумно выдыхая. Достаёт белоснежный платок, вытирает вспотевший лоб.
“Не тот уже возраст, чтобы за ней бегать. Если понадоблюсь — найдёт”,— ворчит про себя. Откидывается на спинку, закрывает глаза. Люди мельтешат перед глазами. “Какой я сварливый. Теряю покой и деньги ради красивой женщины. Хотя… грех жаловаться. Людмила весёлая, умная, с ней не стыдно в люди выйти. Замуж не тянет. Или пока? Все женщины ждут предложения. Кошелёк и сердце уже отдал, а руку… А почему бы и нет? Скоро сорок, пора остепениться. Людмила по всем статьям подходит…”
— Сергей, ты? — рядом раздаётся радостный голос.
Он не сразу понимает, что обращаются к нему.
— Сергей, чёрт возьми! Хватит дремать! — Кто-то ощутимо толкает его в плечо.
Он открывает глаза. В первые секунды — пустота в голове.
— Боже! Санька! — наконец узнаёт друга по университету.
— Наконец-то! Жена за покупками, а ты шубу караулишь? Ха-ха. Я тоже сбежал. — Александр садится рядом, ставит два брендовых пакета. — Чёрт, как я рад! Сколько лет не виделись? — снова толкает его.
“Медведь, настоящий медведь. Ни малейших манер. Про отдых можно забыть”,— думает Сергей недовольно, но вслух спрашивает:
— Слышал, ты туда уехал? — кивает в сторону. — Что, родина милее?
— Там хорошо, спору нет. Но дома лучше. Где родился… А ты как? Вижу, никто тебя ещё не окольцевал? — Александр смотрит на его правую руку.
— Нормально. Работаю.
— Да ладно, не скромничай. Сейчас жену познакомлю,— вдруг серьёзнеет он.
Сергей смотрит в указанном направлении — и замирает. По проходу идёт… Лена! Узнаёт её сразу. Сапоги обтягивают стройные ноги, шубка до колен, каштановые волосы рассыпаны по меху. На мгновение ему кажется, что она улыбается ему. Он даже привстает. Но она подходит к Александру.
— Вот ты где.— Ставит ещё один пакет.
— А я тут, знаешь, кого встретил? — Александр поворачивается к Сергею.
Лена тоже смотрит на него. Улыбка дрожит и гаснет.
Он не отрывает от неё взгляд. Нет, она не светская львица, до Людмилы ей далеко. Но какая же она стала! И она… жена Саньки? Не может быть!
— Что, не ожидал? — усмехается Александр. — Я сам не ожидал. Но уже шестнадцать лет вместе. Сын школу заканчивает.— В голосе — гордость.
Лена молчит, разглядывает Сергея. Потом отводит взгляд.
— Саня, ты забыл? Нам ещё заехать надо. Простите, нам пора,— бросает короткий взгляд.
— Извини, дружище, пора.— Александр встаёт, берёт пакеты. — Ещё увидимся.
Они уходят, переговариваясь. Сергей провожает их взглядом, пока их не скрывает толпа.
***
На первых курсах он учился, не замечая девушек. На третьем увидел Лену на лекции. Его поразили её густые каштановые волосы. Она не была красавицей, но его потянуло к ней необъяснимо. В перерыве он сказал какую-то глупость. Она рассмеялась. Смех — как звон колокольчиков. Сердце ёкнуло.
Они начали встречаться. С ней было спокойно. С ней он впервые почувствовал себя мужчиной. Перед летней сессией стали жить вместе.
Он снимал квартиру с Александром. Отец присылал деньги с условием: “Женитьба подождёт”. Перед Новым годом, когда Александр уехал, Лена впервые осталась у него ночевать. Как-то, вернувшись из универа, он ещё в прихожей почуял умопомрачительный запах. На кухне она жарила котлеты. Пришла раньше, чтобы сделать сюрприз. И осталась. Александр тактично переехал в общагу.
Всё было прекрасно. Но перед летней сессией Лена сказала, что беременна.
— Ты уверена? — испуганно спросил он.
— Да. Не рад? Я тоже. Что будем делать? — спокойно, без слёз.
— Лен…
— Не продолжай. Я поняла. Мне ребёнок тоже не нужен. Сделаю аборт.
Больше они не возвращались к этому разговору. Она вела себя, будто ничего не случилось. На каникулы разъехались. Он звонил, спрашивал, как дела. Про аборт боялся спросить.
В сентябре она не вернулась, взяла академический — “мама заболела”. Его это устроило. Сначала звонил, потом звонки сошли на нет.
Александр тогда пропускал пары, говорил — “проблемы”. В квартиру не вернулся.
***
“Сыну шестнадцать… Стоп! — Сергей выпрямляется. Кровь приливает к лицу. — Значит, вот куда ездил. Не домой, а к Лене. И ни словом не обмолвился. А она хороша… — лихорадочно считает в уме. — Как раз семнадцать лет назад. Значит, аборт не сделала. Вот оно что… Я догадывался. Но удобнее было не знать. Трус. А Санька не струсил…”
— Устал? — Он не заметил, как подошла Людмила. Смотрит на неё, будто впервые видит. Красное платье обтягивает шикарную фигуру. Молодая. Красивая. Умная…
— Что ты так смотришь? Пойдём домой.
Он встаёт, помогает ей одеться. Людмила встряхивает головой, освобождая светлые волосы из-под ворота шубки. Мужчины оглядываются. Впервые ему всё равно. Он ещё переживает встречу.
— Застегнись. На улице ветер. Хорошо, что машину у входа оставили… — заботливо говорит она.
Дома он наливает коньяку.
— Что-то случилось? — Людмила садится рядом. Она всегда чувствует его настроение.
— Встретил друга из универа,— неохотно отвечает он.
— И что?
— Ничего. Так, вспомнилось.
— А-а-а. Хороший же друг”Сергей машинально потянулся к телефону, чтобы загуглить новости с фронта, но сразу же передумал — ведь прошлого всё равно не вернуть.”







