За окном сгущались сумерки. В соседнем доме замигали огни, а Артёма всё не было. Алиса взглянула на остывший ужин, на засохший салат и тяжело вздохнула.
Когда она выходила замуж, в её голове рисовалась идиллическая картина: уютная квартира, машина, двое детей (мальчик и девочка), летний отдых в Сочи, интересная работа… Она представляла, как по вечерам они будут собираться на кухне, делиться новостями, строить планы…
Алиса закрыла глаза. Сначала всё так и было. Она осталась в Санкт-Петербурге после университета, а Артём, отслужив в армии, приехал сюда на заработки…
Они познакомились на третьем курсе, когда он неожиданно появился на пороге её общаги с огромной сумкой. Её мама, узнав, что он едет в Питер, попросила передать дочери деньги и гостинцы: картошку, банки варенья, трёхлитровую банку солёных помидоров.
— Я уговаривал, мол, всё можно купить в магазине, но твоя мама настаивала — мол, домашнее, натуральное, — смеясь, объяснял Артём, выгружая провизию.
— Как вовремя, а то у меня уже копейки в кармане звенят, — обрадовалась Алиса.
— А меня покормишь? Я с поезда, — вдруг попросил он.
— Конечно! — Она тут же бросилась к плите.
С его появлением в комнате стало шумно и весело. Алиса смеялась над его байками про бывших одноклассников и армейские будни. Потом они ели жареную картошку с солёными огурцами, запивая чаем с маминым вареньем. Уходя, Артём спросил, чем она занята завтра. Планов не было, и он пригласил её в кино…
После университета они поженились. Мама отговаривала, уговаривала не спешить.
— Какая из вас семья? Ты умница, с образованием, а он ветреный, институт бросил, в армию ушёл. Ничего до конца не доводит…
Но кто слушает маму, когда влюблён?
Сначала снимали квартиру. Артём много работал. Собрал бригаду, и они занялись ремонтами. Заказов было много, платили хорошо. Он уволился с завода и пропадал на объектах сутками. Команду расширили: взяли электриков, плиточников, даже мастера по паркету, чтобы угождать клиентам.
Через полтора года они купили свою квартиру — однушку недалеко от КАД. Скромно, но своё! Артём сам сделал ремонт, Алиса обустраивала гнёздышко и всё чаще заводила разговор о детях.
— Я не против, но давай подождём. Бригада только набрала обороты, деньги пошли. Я целыми днями вкалываю, помощи от меня не жди.
Алиса соглашалась. Артём и правда работал без выходных, приходил выжатый, ел и сразу падал в кровать. Не все жёны терпели такое. Двое мужиков ушли из бригады, чтобы сохранить семью. Потом ещё кто-то не выдержал нагрузки. Без них дело начало разваливаться. Заменить опытных работников оказалось сложно. Желающих было много, но толковых — единицы. Артём нервничал, всё чаще возвращался пьяным.
— Клиент в благодарность коньяком угостил! С ребятами отметили… — оправдывался он.
Алиса не ругалась, терпела. Понимала — ему тяжело. Но пьянки учащались. И вот опять его нет. С тоской она вспоминала съёмную квартиру — самый счастливый период их жизни.
В дверях звякнул ключ. Что-то тяжёлое грохнуло в прихожей. Алиса вышла и увидела Артёма на полу. Хотела оставить его там, но пожалела, подняла, довела до дивана.
Сама устроилась в кресле, поджав ноги. Утром всё тело ныло от неудобной позы. Артём каялся, клялся, что больше не повторится.
— Кстати, сегодня гость будет. Приготовь что-нибудь, приведи себя в порядок, — сказал он.
— То есть обычно я готовлю как попало? — огрызнулась Алиса. — Кто придёт?
— Увидишь, — загадочно улыбнулся он.
Она не стала мудрить. Пожарила картошку, нарезала салат. Наряжаться тоже не стала — надела обычные джинсы и кофту, волосы небрежно собрала в хвост.
Вечером Артём пришёл трезвым.
— А где твой гость? — спросила Алиса, накрывая на стол.
— Я здесь, — раздался мужской голос.
Она обернулась. За Артёмом стоял их бывший одноклассник Сергей.
— Ты? — воскликнули они хором.
— Красивее стала, — сказал Сергей, не отводя глаз.
— Вот вам, мужчинам, не угодишь. Накрасишься — не нравится, а как есть — комплименты сыплются, — Алиса бросила взгляд на мужа, жалея, что не нарядилась.
— Тебе любое платье к лицу, — подхватил Артём. — Ну как сюрприз?
— Не ожидал, — Сергей улыбался. — Лиза, он мне всё уши прожужжал про жену-красавицу. Не знал же, что это ты.
Ужин прошёл оживлённо. Сергей принёс вино, Артём выставил коньяк — мол, не лыком шиты. Он наливал себе, не дожидаясь других.
— Хватит, ты же обещал, — шепнула Алиса.
— Да ладно, встретились же! Ты всегда всё портишь! — огрызнулся он.
Она вышла, включила телевизор, но не смотрела. Вспоминала школу. Сергей ей тогда нравился — умный, скромный, но на девочек не обращал внимания.
— Лиз, Артём заснул, — Сергей вывел её из раздумий.
Они уложили его на диван.
— Часто он так? — тихо спросил Сергей.
Алиса промолчала.
— Ты мне в школе нравилась, — вдруг признался он.
— Почему не сказал тогда?
— Боялся. Думал, не нужен. Лиз…
— Не надо. Мне и так стыдно.
Он протянул визитку.
— Если что — звони.
Проводив его, Алиса убрала со стола. Храп Артёма резал слух. «Почему так поздно? Всё могло быть иначе…»
Утром она впервые высказала претензии.
— Пригласил гостя, а сам напился! Мне было стыдно!
— Стыдно?! — Артём вспылил. — Я квартиру заработал, ремонт делал! А тебе стыдно?!
— Ты бросил меня с ним! А если бы он…
— Что, нравится он тебе?! — в глазах мужа вспыхнула злОна быстро собрала вещи и вышла из квартиры, оставив Артёма стоять с ошарашенным выражением на лице.







