Мам, у нас трудности с гостями: приходи, когда его нет!

– Мам, мой муж не любит гостей. Приходи, когда его нет дома, – виновато попросила дочь.

Вера овдовела рано. Когда муж внезапно ушёл, она не понимала, за что её так сильно наказали. Она его обожала. Но разве любовь – преступление? Больше её особо и наказывать не за что – никому зла она не делала.

Рядом жила соседка, у которой муж пил, а потом бил её, сваливая на жену все свои неудачи. Та часто выбегала на улицу в чём была и сидела во дворе, пока он не успокоится. Как-то зимой Вера встретила её на лестнице в халате и тапках – сама только из магазина возвращалась. Позвала бедолагу к себе.

– Почему терпишь? Уйди от него! – спросила за чаем.

– Куда? В съёмную квартиру? В мои-то годы? Да он без меня квартиру до состояния сортира доведёт, прости Господи. Всё пропьёт. Лучше б сдох, – вырвалось у соседки, и та сразу испугалась своей откровенности, начала извиняться.

Вера не могла понять: почему её сосед бухает и живёт, а её муж, добрый и хороший человек, умер? Он не пил. Разве что на праздники пару рюмок – и сразу ласковый такой становился. Дочь этим пользовалась: подсядет к нему, попросит что-нибудь, а наутро он шёл и покупал. Баловал их с Верой.

Ничего не предвещало беды. Ни на что не жаловался. А потом – раз, и умер от разрыва аорты. Вера долго не могла смириться. Злилась на врачей, на Бога, на весь белый свет.

По совету соседок сходила в церковь. Священник что-то объяснял, утешал, но Вера, человек неверующий, не могла с этим согласиться. Или не хотела. Если Бог есть, как он такое допустил? Но на душе хоть немного полегчало. Да и дочь была рядом, не давала впасть в тоску.

Шло время. Заботы отодвинули горе. Теперь им с дочерью приходилось жить на одну зарплату. Вера уже не могла покупать Марине всё подряд, как раньше.

– А папа мне всегда всё покупал! – капризничала та.

Вера пыталась объяснить: папы нет, надо потерпеть, подождать до зарплаты. Надо квартплату платить, продукты. Но с зарплаты пришлось отдать за поверку счётчиков воды, купить новый кран. Марина устроила скандал:

– Вечно у тебя отмазки! Мне что, в старом платье на новогодний корпоратив идти? Лучше бы ты умерла, а не папа! Он для меня ничего не жалел! – выкрикнула и расплакалась.

Вера понимала, что сказано это сгоряча. Но осадок остался.

Марина взрослела, а отношения с матерью не улучшались. Вера по-прежнему не могла покрыть все её запросы, а аппетиты росли. После школы дочь заявила, что в институт не пойдёт – пойдёт работать, чтобы самой себе всё покупать. Как Вера ни уговаривала – бесполезно. Устроилась администратором в салон красоты. Зарплату тратила на себя. И всё равно не хватало.

Там она и познакомилась с Женей. На четырнадцать лет старше. Водил по ресторанам, дарил дорогие шмотки. Как-то Марина не пришла ночевать. Вера не спала всю ночь, а утром отчитала её:

– Ты что вытворяешь? Почему не позвонила? Мне не рано с тобой переживать? Тебе восемнадцать! А если забеременеешь? Познакомь нас, если всё серьёзно!

Вера надеялась, что сможет образумить этого типа.

– Мам, отстань! Я взрослая! Лучше сама за мужиком присмотри – одеваешься, как в совке!

– Дочка… я тебя растила, из кожи вон лезла… Ты что, стыдишься меня? – до Вера наконец дошло.

Та фыркнула и ушла в комнату. Через неделю заявила, что переезжает к Жене. Советы матери пропускала мимо ушей. В конце концов, разругавшись, ушла.

Вера переживала так, что на работе делала ошибки.

– Что с тобой? – спросила коллега.

– Дочь съехала, а я виноватой себя чувствую. Муж её баловал – привыкла, что всё по щелчку. А я не могу. Вот и злится. В институт не пошла – хочет работать, чтобы шмотки покупать. А этот… на четырнадцать лет старше.

– Значит, ищет в нём отцовскую заботу. Не запрещай – только хуже сделаешь. Я вот не пустила дочь замуж рано – сказала, сначала учёбу закончи.

– И что?

– Закончила. Карьера, квартира, машина. А одна. Уже за тридцать. Сейчас с женатым крутится. Наверное, время упустила. А я виновата…

Вера немного успокоилась. Может, и правда, не так страшно, что муж старше.

Но однажды Марина привела Женю домой – объявила, что выходят замуж, заявление уже подали. Мужик вроде нормальный, хоть и самоуверенный. Вера выдохнула. Ладно, значит, всё хорошо.

Сыграли свадьбу. В выходные Вера позвала молодых на обед. Удивилась, когда дочь пришла одна.

– Женя работает. И вообще, мам, не надо этих посиделок. Он их не любит. У нас всё хорошо. – Марина быстро поела и ушла.

Вера расстроилась. Чувствовала себя ненужной. Опять вспомнила мужа – вот бы он был жив…

Дочь заходила редко, всегда одна, к себе не звала. Звонила, но без душевных разговоров – отбывала номер и спешила закончить. Вере казалось, что Женя не просто её избегает, но и не одобряет их общения.

Даже на день рождения дочь пришла одна. Подарила цветы, посидела минуту – и к дверям.

– Да что за дела? Почему он меня, как чумную, стороной обходит? – не выдержала Вера.

– Он просто не любит гостей. Я же говорила. – Марина отмахнулась.

Когда дочь сообщила, что ждёт ребёнка, Вера обрадовалась. Теперь-то она пригодится! Пришла в роддом на выписку. Женя поздоровался вежливо, но домой не позвал. Марина только пробормотала: «Не обижайся». Вера шла домой, сдерживая слёзы.

Разве об этом она мечтала?

Всё же поехала сама. Марина усталая, но показала квартиру, детскую. Назвали девочку Есенией. Вера промолчала, хоть имя ей не нравилось.

Заметила, как дочь поглядывает на часы.

– Женя скоро? – спросила прямо.

– Мам… он не любит гостей. Приходи, когда его нет.

– Я тебе гость? Ладно… Запомни: я люблю тебя. Можешь прийти в любой момент.

Решила больше неВера закрыла за собой дверь, смахнула предательскую слезу и твёрдо решила, что с этого дня начнёт жить для себя — ведь если даже родная дочь считает её лишней в своей жизни, то незачем и навязываться.

Оцените статью
Мам, у нас трудности с гостями: приходи, когда его нет!
Прощай, лето!