Вся в мать
— Ну вот, доченька, мы всей семьёй послезавтра в Сочи летим! — бодро, с лёгкой пренебрежительной ноткой в голосе, отрапортовал по телефону Сергей Дмитриевич.
— Поздравляю. И что теперь? — равнодушно ответила Ольга.
— Как что? Чёрное море, солнце! А вы, небось, опять в деревне коротать будете с мамашей? — с ехидцей спросил Сергей Дмитриевич, зная, что дочь не разделяет его восторга по поводу отпуска и не кинется завидовать.
— Да, будем в деревне. Здесь работы, как всегда, хватает, — сухо ответила Ольга.
— Так я и думал! Совсем деревенщиной стали! Все нормальные люди уже давно забыли про эти огороды. Сейчас всё в магазинах продаётся. Удобно — пришёл и купил.
— Ну, ты теперь у нас богатый. Вот и покупай. А мы как-нибудь сами…
— Ой! Хамка! Вся в мать! Ни капли на меня не похожа! Не то что Сашка — вылитый я! В Сочи загорит, на аттракционах накатается, в аквапарке… — Сергей Дмитриевич снова с воодушевлением завёл речь о поездке, но Ольга его перебила.
— Ладно, папа, удачной дороги. Мне некогда, надо Вовке обед готовить. Он скоро проснётся. — сказала Ольга и положила трубку.
Она не показала виду, но слушать о том, как отец везёт новую семью на море, ей было неприятно до боли. И обидно до слёз. На новую жену он денег не жалел, а Ольге с матерью лишней копейки не давал. Когда родился внук, дед считал каждую копейку на подарки. Так было всегда…
…Ольга родилась в простой семье. Отец, Сергей Дмитриевич, работал водителем на заводе. Мать, Анна Михайловна, — бухгалтером там же.
Сергей Дмитриевич никогда не баловал ни жену, ни дочь. Деньги копились сначала на мотоцикл, потом на машину. А машина требовала ремонта и запчастей. Все сбережения уходили на любимую «ласточку».
— Серёж, Оле надо бы велосипед купить… — как-то предложила Анна Михайловна.
— Ещё чего! Куда она на нём ездить собирается? Вон в деревне сорняки по пояс, пусть лучше помогает по хозяйству! — отрезал Сергей Дмитриевич.
Так и жили. Анна Михайловна привыкла во всём слушать мужа. С детства её учили, что мужчина в семье — глава. Она помнила, как её отец сам принимал решения, а мать жила, будто за каменной стеной.
Только Анна не учла, что её отец и муж — совершенно разные люди. Сергей Дмитриевич никогда не брал на себя ответственность. Если проблемы — он «не при делах». А вот критиковать — это всегда пожалуйста.
Настоящим мужчиной он не был. Но Анна Михайловна о разводе даже не думала. Сначала молодость мешала замечать недостатки, потом привыкла. Дочь выросла, окончила институт, вышла замуж.
Но перемены начал сам Сергей Дмитриевич. Подходила серебряная свадьба — 25 лет брака. Анна Михайловна готовилась заранее, искала подарок, подрабатывала, чтобы купить что-то стоящее.
За несколько дней до юбилея она разбирала бумаги на работе, когда в кабинет зашла начальница отдела кадров, Людмила Петровна.
— Аня, Сергей что, новое место нашёл? — спросила та небрежно.
— То есть? Какое место? — не поняла Анна.
— Ну, он же заявление по собственному написал. Ты разве не в курсе?
— Не может быть! Он никуда не собирался!
— Как не собирался? Бумага у меня на столе лежит. Хочешь, покажу?
— Да… — растерянно пробормотала Анна, понимая, что заявление действительно есть.
Смотреть на него она не пошла. Позвонила мужу — он не ответил. Дождалась конца смены и отправилась в гараж. По графику водители уходили на час позже.
— Мужики, а Серёжа где? — спросила она, не увидев мужа.
— Он с обеда в отгуле, Ань.
— Наверное, сюрприз тебе готовит! — бодро крикнул молодой механик Игорь.
— Да, наверное… — смущённо сказала Анна и поспешила уйти.
По дороге она злилась на себя и всех вокруг. То заявление, то отгул, то «сюрприз»… Всё это казалось ей сумасшествием.
Но к дому Анна успокоилась. Ей вдруг пришло в голову, что муж и правда мог готовить сюрприз — ведь скоро годовщина.
— Серёжа, ты рано освободился? — спросила она, зайдя на кухню.
— Да.
— А что за история с заявлением? Людмила Петровна сказала, ты увольняешься…
— Увольняюсь. И не только с работы — от тебя тоже.
— Что?! Как?! — Анну снова накрыло волной растерянности.
— А вот так! Надоела ты мне! Живём, как серая мышь. Огород, дача, внук каждые выходные… А я ещё молодой! У меня девушка есть, скоро отец стану. Новая жизнь, любовь… она меня любит!
Анна не слушала дальше. Лишь обрывки фраз врезались в память, обжигая душу. Всё казалось бредом. Но Сергей Дмитриевич и правда ушёл к молодой любовнице.
Сначала он обещал оставить квартиру и дачу — лишь бы машину забрать. Анна не возражала, Ольга с мужем её поддержали.
Но следующие четыре года стали кошмаром. Сначала развод и дележка имущества. Потом у отца и его новой жены, Кати, родился сын Саша.
Анна Михайловна тогда даже на работу ходить не могла — стыдно было людям в глаза смотреть. Хотя многие осуждали Сергея.
Едва она пришла в себя — новый удар. Молодой семье надоело снимать жильё, и Сергей подал в суд на квартиру и дачу.
Анна не выдержала — слегла с сердцем.
— Мам, мы с Вовой посоветовались… Может, отдать ему квартиру, а себе оставить дачу?
— Я сама об этом думаю. Дачу не отдам.
Сергей Дмитриевич согласился. Квартира в городе стоила дороже. Сначала Анна переживала, но потом привыкла. Днём ездила на работу, вечером отдыхала в тишине…
— Папу с новой семьёй сегодня в ТЦ видела. Пакеты с покупками, еле несут. А Вовке так ничего и не купит.
— Интересно, откуда у них деньги? Оба ведь не работают…
— Отец говорил, что бизнес открыл. Что именно — не спрашивала. Да и не хочу знать…
А тут новость — отец с новой женой и сыном улетели в Сочи. Ольга старалась не думать обВ тот вечер Ольга крепко обняла мать и подумала, что настоящая семья — это не богатство и не роскошные отпуска, а те, кто остаётся рядом, несмотря ни на что.